Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер

Гадамер Философская герменевтика ф. Гадамер Герменевтика как универсальная теория понимания. Фридрих Шлейермахер — — крупный протестантский богослов, философ и переводчик ему принадлежит канонический перевод Платона на немецкий язык. Шлейермахер превратил герменевтику в универсальную теорию понимания. Цель герменевтики, по Шлейермахеру, состоит в прояснении условий возможности понимания письменных документов. С одной стороны, он является частью общей системы языка, с другой — продуктом творчества некоторого индивида. Поэтому перед герменевтикой стоит двоякая задача: Первую часть задачи выполняет объективное или грамматическое истолкование, вторую — техническое или психологическое. Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же.

Шлейермахер Фридрих

Талантливый оратор, Шлейермахер был, по-видимому, первым представителем романтизма в теологии, обратившимся к широкой аудитории. Шлейермахер, — , немецкий теолог, проповедник и философ. Философия религии в мировоззрении Шлейермахера имеет первенствующее значение. Дильтей, автор одного из наиболее признанных исследований, посвященных Шлейермахеру, выделяет четыре периода его духовного развития:

Фридрих Даниил Эрнст Шлейермахер (—) 42 . Ступени и диалектические моменты философии Природы.. с помощью языка, великого общительного начала, люди объединились в радости и любви для созидания.

Воспитывался в братской общине гернгутеров в Ниски и Барби , религиозный дух которой произвел на юного Шлейермахера глубокое и неизгладимое впечатление. Но наряду с религиозностью эта же община своей полной отчужденностью от науки и жизненных интересов породила в Шлейермахере никогда не угасавший протест против узкой и нетерпимой ортодоксии. Здесь Шлейермахер с напряженным рвением отдался изучению философии под руководством вольфианца Эбергарда. Происходившая в то время борьба между критицизмом Канта и Лейбницевской философией повергла и его в конфликт старых философских взглядов и новых веяний.

Из этого конфликта он вышел, не подчиняясь в полной мере ни тому, ни другому влиянию. Выдержав по настоянию отца и дяди теологический экзамен, Шлейермахер некоторое время был домашним учителем и воспитателем в семействе графа Дона в Шлобиттене. Здесь же он начал свою проповедническую деятельность. Затем Шлейермахер занимал должность церковного проповедника, сначала в Ландсберге , а затем в Берлине. Проповедничество было призванием Шлейермахера, одаренного от природы ораторским талантом.

Деятельность эта не стояла в противоречии и с его отрицанием церковной догматики. Его проповеди состояли главным образом в моральном и психологическом истолковании религиозных идей. С этим содержанием вполне гармонировало его собственное благочестивое настроение.

В философской эволюции своих взглядов испытал влияние Ф. Якоби, в теологической — такого направления, как пиетизм. В он изучал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя.

Основные направления современной философии . Немецкий философ Ф.Шлейермахером Фридрих Шлейермахер Немецкий.

В этом контексте исследуются как философско-экзистенциальный, так и психологический аспекты религиозности. Одной из наиболее глобальных тенденций современного общественного развития стал процесс религиозного возрождения. Он вносит коррективы в духовно-мировоззренческие ориентации человека, расширяет личностные духовные поиски, которые фокусируют в себе онтологические, феноменологически-психологические и аксиологические ее измерения.

При этом нужно учитывать, что религиозные феномены иногда крайне сложно вербализовать, в частности это касается сферы интуитивно-иррационального, чувственного. Именно такой анализ находим в творчестве Фридриха Шлейермахера - - выдающегося немецкого философа и теолога. Что же касается доступного творчества Ф. Шлейермахера, то он довольно разноплановый. Муретов, в которых обращается внимание преимущественно на теологические проблемы творчества немецкого философа.

Однако есть ряд работ, в которых освещаются основные вехи жизни Шлейермахера, влияние романтизма на процесс его философствования Р. Из трудов общетеоретической ориентации, в которых находит отражение преимущественно философский анализ феномена религии, можно выделить исследования Э. Яблокова Так, исследования по религиозной проблематике в философии Шлейермахера немногочисленны.

С раннего детства Ф. Шлейермахера окружала религиозная атмосфера:

Шлейермахер, Фридрих

В он изучал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя. Наряду с Шеллингом и Гегелем, Ш. Как богослов с успехом действовал в пользу протестантской унии. У него проблемой становится понимание как таковое. В своих лекциях и докладах по герменевтике Ш.

Эта версия немецкого философа Фридриха Ницше опиралась на . в виде комплекса Электры – в любви к отцу и ревности его к матери. . теолог и философ Фридрих Шлейермахер, рассматривая возможность.

Фридрих Шлейермахер создал законченную систему либерального богословия, задав общее направление всему последующему богословскому модернизму. Способ рассуждения Шлейермахера повлиял и на его поклонников, и на его противников. В году окончил университет в Галле. Читал лекции по философии и по всем разделам богословия кроме Ветхого Завета. Секретарь Берлинской Академии наук Проповедник в Берлинской В этом смысле Фридрих Шлейермахер был первым сознательным модернистом в истории. В сочинениях Шлейермахера мы впервые наблюдаем внедрение в богословие посторонних интеллектуальных схем.

Он полностью полагается на философское мировоззрение, устраняя собственно христианскую веру в Бога из своей системы. Находясь под влиянием пиетизма, Фридрих Шлейермахер однако произвел в богословии совершенно иную работу, нежели пиетисты. Пиетизм, как лютеранство и кальвинизм, — это еще разговор об истинах Христианства в религиозных терминах и в религиозной системе координат. Система Шлейермахера — это модернизм в чистом виде, поскольку под видом богословия говорится не о Боге.

Для Шлейермахера религия в этом смысле необходимо присуща человеку и человечеству, хотя и проявляется различным образом в религиях и учениях. Все частные религии являются модификациями единой Религии, и Христианство представляется Шлейермахеру одной из форм этого универсального Богосознания, основанной Христом и Церковью.

Шлейермахер, Фридрих Даниэль Эрнст

Шлейермахера Шлейермахер живет доселе в немецкой научной мысли: Где они встречаются более глубоким натурам в решающие годы развития, они почти всегда оказывают определяющее влияние. Но, конечно, главное значение Шлейермахера тесно связано со всем тем кругом идей и настроений, которые волновали немецкую мысль в эпоху романтизма, и может быть правильно оценено лишь на фоне того, чтб есть объективно верного в этом движении, или чтб, по меньшей мере, сохраняет силу для нашего времени.

Правда, Шлейермахер сам испытал на себе влияние Канта, Фихте, Шеллинга не считая более ранних мыслителей, главным образом, возрожденного трудами Якоби Спинозы. Но своеобразный синтез этих идей и их слияние в религиозно-философское мировоззрение есть самостоятельное деяние Шлейермахера, в котором впервые, за исключением более ранних натурфилософских сочинении Шеллинга, был совершен переход от интеллектуалистического идеализма Канта и Фихте к религиозному реализму.

замечательное - Фридрих Шлейермахер был, кажется единственным . В предисловии к «Философии религии» Hinrichs"a, где Гегель если религия . любви к Элеоноре Грунов, личность Шлейермахера прочно утвердила и ясно.

Понимание Бога и Его отношения к миру у Шлейермахера почти совпадает с пантеистическим пониманием Спинозы. В то же время, признавая Бога абсолютно трансцендентным человеческому разуму, Шлейермахер прямо примыкает к Канту. И в понимании религии Шлейермахер оказался столь же односторонним, как и они. Все зависит от Бога, но эта зависимость выражается в общей связи природы, а не в Откровении или благодати, ибо Бог не есть личность.

Деятельность Бога равна причинности в природе. Все происходит необходимо, человек не отличается от других существ ни свободой воли, ни вечным существованием. Как все отдельные существа, так и люди — это лишь преходящее состояние в жизни вселенной, которое, возникнув, должно и погибнуть. Обычные представления о бессмертии с их надеждой на вознаграждение в загробной жизни не верны.

Религия возникает из стремления к бесконечному, к абсолютному единству: Религия приводит человека в связь с абсолютным, научая его чувствовать и сознавать себя частью целого. По существу, считает Шлейермахер, в мире всегда существовала и существует единая всеобщая вечная религия. Разнообразие религий говорит лишь о различии в силе и направленности тех религиозных чувств, которые вдохновляли творческих гениев, создававших религии, но не об истинности или ложности какой-либо из религий.

Догматы в религиях вероучение и каноны — лишь оболочка, которую религия снисходительно допускает, но и этого не следует делать.

Философия религии Ф. Шлейермахера

Биография[ править править вики-текст ] Сын реформатского пастора. Воспитывался в братской общине гернгутеров в Ниски и Барби , религиозный дух которой произвел на юного Шлейермахера глубокое и неизгладимое впечатление. Но наряду с религиозностью эта же община своей полной отчужденностью от науки и жизненных интересов породила в Шлейермахере никогда не угасавший протест против узкой и нетерпимой ортодоксии.

Эта версия немецкого философа Фридриха Ницше опиралась на . проявляется в виде комплекса Электры – в любви к отцу и ревности его к . В наше время немецкий протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер.

Становление герменевтики как теории Герменевтика как универсальная теория понимания Шлейермахер Фридрих - - крупный протестантский богослов, философ и переводчик ему принадлежит канонический перевод Платона на немецкий язык. Шлейермахер превратил герменевтику в универсальную теорию понимания. Предмет этой теории - тексты самого разного рода, без отбора"достойных" истолкования из множества"недостойных" истолкования.

Разработанные Шлейермахером"правила понимания" не специфицируются в зависимости от типа текста прежде считалось, что к различным произведениям -"священным","классическим" и"авторитетным" - надлежит применять различные правила интерпретации. Цель герменевтики, по Шлейермахеру, состоит в прояснении условий возможности понимания письменных документов.

Любой письменный документ представляет собой"языковое обнаружение", имеющее двоякую природу. С одной стороны, он является частью общей системы языка, с другой - продуктом творчества некоторого индивида. Поэтому перед герменевтикой стоит двоякая задача:

Философия Ницше / Nietzsche